1906 —
Борис Григорьевич Бывалый родился в 1906 г. в украинском городе, который в дореволюционное время назывался станция Кипучее и город Екатериновка, в советское время — Артемовск (ныне Луганск).
В онлайн-архиве «Память народа» в нескольких местах указано, что Борис поступил добровольцем в Красную армию в марте 1919 г.. Эти сведения выглядят удивительно (в 13 лет ?), однако они подтверждаются записью в наградном листе: «Гражданская война, Южный фронт. 1919-1922»
.В 1925 г. Борис вернулся к гражданской жизни, а в 1932 г. вновь вступил в РККА, став кадровым военным. Войну Борис Бывалый встретил в должности комиссара артиллерийского полка. Во время Белостокско-Минского приграничного сражения полк попал в окружение. Комиссар был ранен. Подробности этого периода описаны в книге Ивана Новикова «Руины стреляют в упор»:
Был он комиссаром артиллерийского полка. Раненный в бою под Волковыском, очутился в окружении. На хуторе между деревнями Большие и Малые Жуховицы один колхозник увидел обессиленного, окровавленного комиссара и пригласил в свою хату. На следующий день поблизости начали шнырять немцы. Глядя на звездочку на рукаве Бывалого, колхозник сказал:
— Переоденьтесь, товарищ комиссар, пока не поздно. Зачем понапрасну жизнью рисковать? Все равно сейчас вам командовать не придется и комиссарская форма не нужна. Вот вам наша домотканая одежка, она лучше подойдет, — и подал довольно поношенную полотняную рубашку, посконные штаны, шапку, старые ботинки.
В печке весело потрескивали еловые дрова. Когда Борис Григорьевич переоделся, хозяин собрал его обмундирование, свернул и бросил в огонь. Языки пламени жадно начали лизать добычу.
— А теперь вам удобней будет спрятаться в гумне. Оно у нас на отшибе, среди поля, километра за два отсюда. Я отведу вас туда, а мой отец будет утром и вечером приносить еду. Там и переждете напасть. Не будут же фашисты торчать у нас всегда, им здесь нечего делать. А потом подумаем, как быть дальше.
Пять дней прошло с того времени, как он обосновался в гумне. Здесь было тихо и безлюдно. Ночью выпала роса, и, когда всходило солнце, на небольшом пригуменье сверкала лучистая, с искристыми переливами радуга. Потом роса исчезала. Выбравшись из гумна, Борис Григорьевич лежал на спине и следил, как спокойно плыло по небу белопенное кудрявое облачко — красивое, но холодное, безразличное ко всему. Около гумна шумело море колосистой ржи. Над красными шишечками клевера с гуденьем кружили шмели. Под легким дыханием ветра еле приметно трепетали синие лепестки васильков. Однако красота цветов уже не трогала души Бывалого. Тупо, непрестанно болела рана. Она ни разу не была перебинтована и могла загноиться. Надеяться на какую-либо медицинскую помощь не приходилось — кругом только поле да вдалеке виднелся хутор, откуда вечерами заботливый старик приносил еду и воду.
Вечерело. Борис Григорьевич перешел на свое постоянное место — в гумно. Ворота открывались внутрь. За ними на соломе лежали одеяло и свитка, принесенные ему хозяевами. Примостившись, он уже хотел заснуть, как вдруг услышал шум, громкий крик, а затем и стрельбу. Забыв о своей ране, Бывалый подхватился и припал к щели в стене. В негустых еще сумерках увидел, что напрямик по полю за красноармейцем гонятся два фашиста. Время от времени они останавливаются, чтобы выстрелить, а он бежит по ржи в сторону гумна. Совсем недалеко от гумна красноармеец вдруг свернул куда-то. Немцы погнались за ним. Спустя некоторое время послышались их голоса. Снова Бывалый припал к щели. По только что проложенной во ржи тропке гитлеровцы дошли до гумна и остановились. Борис Григорьевич немного знал немецкий язык.
— Пойдем посмотрим, — услышал он предложение одного из фашистов.
И он направился к открытым воротам, за которыми сидел Борис Григорьевич. В гумне было уже совсем темно. Прижавшись к стене, Бывалый держал пистолет на взводе. Все внутри у него похолодело, дыхание спирало. С надеждой и страхом смотрел он, как луч электрического фонарика скользил по стенам и углам гумна. Вот он проплыл мимо комиссара и метнулся в другую сторону. Все обошлось бы тихо, но по своей немецкой аккуратности фашист не мог оставить ворота открытыми. Он начал закрывать их. Луч света упал на Бывалого. Борис Григорьевич выстрелил. Немец, державший фонарик, грохнулся на землю. Выстрелил в другого, но только ранил. Фашист успел схватиться за карабин. Тогда Бывалый выпустил в гитлеровца всю обойму».
22 декабря 2022 г. в иерусалиме прошла торжественная церемония вручения медали и Почетной грамоты «Праведников народов мира», которыми посмертно награждены белорусы Филипп и Анна Богуш — за спасение в 1941 г. бориса бывалого.
В декабре 1941 г. Борис Бывалый с несколькими десятками своих товарищей, в том числе спасшихся из Минского гетто, ушел в леса Борисовского района, где стал секретарем партбюро партизанского отряда им. Сталина (командир — Адамович). В 1942 г. он был комиссаром партизанского отряда «Белорусь». За участие в боях этого отряда он был награжден орденом Красной Звезды.
Затем Борис Бывалый был переведен на более высокую должность, он стал комиссаром партизанской бригады «Старик».
В июле 1944 г., когда советские войска освобождали Белоруссию в ходе операции «Багратион», Борис Бывалый вернулся к службе в регулярной армии, стал заместителем по политчасти командира 533-го истребительно-противотанкового артиллерийского полка (2-й Белорусский фронт). За участие в боях был награжден орденом Отечественной войны 2 ст., а за бои на территории Польши — орденом Красной Звезды. В архиве «Память народа» представлены документы награждения орденом Отечественной войны:
За участие в боях на заключительном этапе войны Борис Бывалый был награжден медалями «За освобождение Варшавы» и «За взятие Берлина».
После войны он продолжил службу, находился в составе Советской военной администрации в Дрездене. Впоследствии за безупречную службу был награжден орденами Красного Знамени и Ленина. Вышел в отставку в 1955 г., жил в Киеве.
О периоде партизанской деятельности в Белоруссии Борису Бывалому пришлось вспомнить в конце 1959 г. Вот что об этом рассказывается в книге Евгения Ионникова «Минское антифашистское подполье в рассказах его участников»:
«Осенью и зимой 1959 года, в ходе подведения итогов работы комиссии ЦК КПБ, занимавшейся реабилитацией Минского подпольного комитета 1941 – 1942 г. г., считавшегося до тех пор подставным, инспирированным немецкими спецслужбами, Бориса Бывалого попросили рассказать об известных ему фактах возникновения подполья. В ноябре 1959 года проживавший после войны в Киеве Борис Бывалый, генерал-майор в отставке, предоставил в партархив при ЦК КПБ специально написанные воспоминания о своем участии в минском подполье. А в начале декабря того же года по приглашению руководителя партархива Степана Почанина он и сам прибыл в Минск. 11 декабря в институте истории партии была организована встреча с бывшим подпольщиком». (сведения о генеральском звании являются, вероятно, ошибочными).
В тексте (по ссылке) приводятся подробности из воспоминаний Бориса Бывалого о подпольном движении и его участниках.
———————
.Церемония вручения медали Праведника народов мира за спасение Бориса Бывалого.
Документы в онлайн-архиве «Память народа»
Документы в онлайн-архиве «Партизаны» (Беларусь)
Подполковник
Комиссар артиллерийского полка (1941) Комиссар партизанского отряда, партизанской бригады (1942-44) Зам. командира по политчасти 533-го истребительно-противотанкового артиллерийского полка и 724 иптап (1944-45)
Орден Красной Звезды 1942
Медаль «Партизану Отечественной войны»
Орден отечественной войны 2 ст. 1944
Орден Красной Звезды 1944
Медаль «За освобождение Варшавы»
Медаль «За взятие Берлина»
Медаль «За победу над Германией» 1945
Орден Красного Знамени 1950
Орден Ленина 1954