Ландо Давид Владимирович
1904 — 1942
Давид Владимирович Ландо родился в Одессе в 1904 году.
Его отец — Исаак Моисеевич Ландо. Отчество у детей Исаака трансформировалось. Вторым сыном Исаака (и родным братом Давида) был Марк Владимирович Ландо. О его жизни, службе в армии и трагической гибели в годы репрессий рассказано на странице нашего сайта, посвященной биографии его сына, Владилена Марковича Ландо.
Фамилия Ландо является аналогом Ландау и происходит от названия этого немецкого города. Известны также представители династии Ландо в Италии, с конца 15 века, и в этой династии было много известных раввинов и авторов религиозных трактатов.
О судьбе Давида Ландо его внучка, Анастасия Громова, рассказывает в статье на сайте ИА REGNUM:
«Мой прадед Давид Владимирович (Исаакович) Ландо родился в Одессе 14 августа 1904 года. В 15 лет записался добровольцем в Красную армию и ушел на Гражданскую войну, прослужил три года. В 20-е годы — на политработе, руководил совхозами и плановыми отделами различных предприятий, затем был слушателем Всесоюзной вечерней Академии снабжения при Наркомснабе.
В 1939 году ушел на Финскую войну, был контужен.
Когда он в июле 1941 года записался добровольцем на фронт, его жена ждала второго ребенка. Сына он так и не увидел, тот родился в сентябре 1941 года. Ландо был техником-интендантом 1-го ранга, помощником командира 1004-го стрелкового полка по снабжению.
С первых дней войны он писал письма жене — много писем, которые сохранились, перевязанные бечевкой, в бумажной обертке с надписью рукой моей бабушки «Отец». Первое датировано 18 сентября 1941 года, последнее — 23 мая 1942 года. В этот день из всех частей и соединений Второй ударной, 59-й армий и 305-й стрелковой дивизии, попавших в окружение в ходе Любанской наступательной операции, ушли последние письма, немцы разбомбили единственный оставшийся аэродром, на который могли садиться У-2 и забирать полевую почту.
Письма лежали нетронутыми с послевоенных лет, ко мне стопка попала в мае 2018 года вместе с семейными фотографиями, справками, свидетельствами, среди которых была и справка о том, что Ландо пропал без вести в районе Кересть в июне 1942 года. В век интернета найти место, где стоял 1004-й сп, было несложно: есть опубликованные документы Минобороны — карты, боевые донесения, учетные листы и многое другое. Так и было установлено, что 1004-й стрелковый полк стоял у Замошского болота, в полутора километрах на северо-запад от деревни Большое Замошье.
Сложнее было установить судьбу прадеда. Известно только, что в 1951 году к семье в Москву приехал его однополчанин и рассказал, как он погиб — застрелился в блиндаже перед тем, как разрозненные группы пошли на прорыв из окружения. К сожалению, ни имя гостя, ни адрес никто не записал.
Но в письмах я нашла написанную прадедом и полковым капельмейстером Павлом Дмитриевым песню 1004-го стрелкового полка. Видимо, Дмитриев и приходил, потому что по документам удалось восстановить его судьбу — он выжил, попав в плен, и был освобожден в марте 1945 года, других таких счастливых исключений в учетных листах найти не удалось».
.
Документы:
Биография Владилена Марковича Ландо также представлена на нашем сайте.
При создании страницы биографии были использованы материалы, предоставленные внучатой племянницей Давида Ландо — Ингой Рудневой.