В этой статье речь пойдет об одном из Гренадеров.
Служили ли Гренадеры в Великой Отечественной?
Мы собрали материал о некоторых из них.
Сейчас – об одном Гренедере, про которого в Электронной Книге памяти воинов-евреев ужасная запись: «? – 1942», и текст: «К сожалению, у нас нет никакой информации об этом человеке. Если вы имеете какую-то информацию о нем – пожалуйста, сообщите…».
Проект Электронной Книги памяти – великий проект. Он создан замечательным энтузиастом, Александром Заславским и призван из малодоступных печатных книг с именами погибших воинов сделать работающий материал.
О том, как важно с этим материалом работать, мы убедились на примере Исаака Гренадера, про которого во всех Книгах памяти – ни отчества, ни даты рождения, ни звания, ни судьбы.
Приложив некоторые усилия, по онлайн-архивам удалось установить и собрать воедино все записи, относящиеся к этому человеку. И постепенно, шаг за шагом, приоткрывалась его судьба.
Оказалось, что в 1942 погиб один Гренадер с именем Исаак. Он имел отчество Наумович, родился в 1914 году в белорусском городке Петриков (недалеко от Гомеля).
В воспоминаниях одного из жителей городка находим отрывок:
«Это старинное в прошлом местечко, а в годы моей молодости – город. Действовали в нем до 1937 года две еврейские школы, синагога. Вспоминаю, как субботним утром старики в кипах и талесах шли в синагогу. Я закончила пять классов еврейской семилетки. Вернувшись из эвакуации, мы узнали, что все оставшиеся евреи погибли, среди них немало детей, моих одноклассников, соседей, близких знакомых. Спасённых не было, кроме тех, кто сумел уйти в партизаны. Поочередно всех евреев семьями сгоняли к берегу реки Припять, загоняли в воду, расстреливали».
Исаак Гренадер избежал этой участи – он служил в армии.
В онлайн-архиве упомянут полученный им в 1940 г. орден, второй по значимости в это время и вручавшийся в единичных случаях – Красного Знамени.
В документах Великой Отечественной Исаак – политрук, его должность — военный комиссар дивизиона в 52-й Гвардейской стрелковой бригаде. Но документ, в котором встречается его имя, трагичен — это Именной список потерь начальствующего состава бригады с 27 января 1942 г. В это время на Северо-Западном фронте проходила кровопролитная Демьянская операция. Вот строка из донесения штаба 52-й бригады: «Имею потери убитыми и ранеными: начсостав ориентировочно до 80 %, бойцов до 70-80 %».
Исаак Наумович внесен в список потерь как пропавший без вести. Именно такое извещение отправили его жене, Глентерник Галине Давидовне.
Но продвигаясь далее по сохранившимся документам, видим развитие событий: позднее пункт приказа об исключении пропавшего без вести Исаака Гренадера отменен. В новом приказе он указан как погибший 11 марта 1942 года.
Итак, этому воину, Гренадеру, сможем вернуть в Книге памяти отчество, год и место рождения, орден Красного Знамени за бои 1940 г., сможем восстановить обстоятельства его гибели весной 1942 г.
Для кого это важно? Почему Ассоциация Четвертое поколение призывает поддерживать такие проекты, присоединяться к теме поиска и сохранения этих сведений?
Я думаю, не только для родственников, да и живы ли они?
Я думаю, это важно для всего еврейского народа – сохранять память о героях и жертвах, восстанавливать ее по крупицам. Ведь если даже есть имя воина, дата его гибели и другие подробности военной судьбы, но они не внесены в анналы национальной памяти – значит, в каком-то смысле, это равносильно «без вести».
В одной из двух главных книг о войне, написанных в 50-е годы, ее герой, Серпилин, произносит слова, смысл которых уже не очень понятен молодому поколению:
«Вот вы тут о смерти заговорили, и я вам тоже скажу, чтоб не возвращаться, чтоб вы меня до самых потрохов поняли. Помереть на глазах у всех я не боюсь. Я без вести пропасть не имею права! Поняли?»