Рубрики
Биографии

Оконский Моисей Иосифович

1916 (1914) — 1941

Моисей Оконский родился в 1916 г. в селе Коробчино Ново-Миргородского района Кировоградской области. (по другим сведениям — в 1914 г. Одесская область) .

В Российском государственном военном архиве сохранились сведения из личного дела — справка на младшего командира Моисея Оконского:

Национальность – еврей.
Социальное положение – служащий.
Партийность – кандидат в члены ВКП/б с ноября 1938 г. Кандидатская карточка № 1315306, выдана политотделом пограничных войск НКВД Туркменской ССР.
Образование – в 1932 г. окончил 7 классов средней школы в родном селе. В 1933 г. окончил годичные учительские курсы в г. Ново – Миргород.
Работа до поступления на военную службу:
Ноябрь 1933 г. – март 1935 г. – участковый инструктор учета райисполкома в г. Ново-Миргород.
Март – ноябрь 1935 г. – участковый инструктор учета райисполкома в с. Малая Виска Кировоградской области.
Ноябрь 1935 г. – апрель 1936 г. – секретарь политотдела свеклосовхоза в с. Аникеево Мало-Висковского района Кировоградской области.
Апрель 1936 г. – октябрь 1937 г. – инспектор районного отдела народного образования (Мало-Висковский район Кировоградской области).
Служба в войсках НКВД СССР:
Октябрь 1937 г. – июнь 1938 г. – красноармеец 47-го пограничного отряда; г. Керки Туркменской ССР.
Июнь 1938 г. – декабрь 1939 г. – заместитель политрука в том же отряде.
Декабрь 1939 г. – март 1940 г. – слушатель курсов младших политруков Ново-Петергофского военно-политического училища НКВД им. Вороши-лова.
9 марта 1940 г. присвоено воинское звание «младший политрук».
С марта по июнь 1940 г. – заместитель по политчасти начальника заставы 89-го пограничного отряда; г. Брест Белорусской ССР.
С июня 1940 г. по июнь 1941 г. –  заместитель по политчасти начальника 3-й резервной заставы  107-го пограничного отряда (Белорусская ССР, а затем – г. Мариамполь Литовской ССР).

Итак, бывший сотрудник райисполкома и инспектор отдела народного образования начал службу в армии в 1937 г., служил в погранвойсках в Средней Азии. После присоединения территории Западной Белоруссии служил на новой границе в Бресте. В 1940 г., после присоединения Литвы, проходил службу в 107 погранотряде, являлся заместителем командира заставы по политчасти, имел звание младшего политрука.

Пограничники первыми приняли на себя удар превосходящего противника и большинство из них погибло или попало в плен в первые пару дней войны. Лишь отдельным военнослужащим 107-го отряда удалось отступить к своим, в их числе был начальник штаба отряда, а также командир одной из застав. Из его послевоенных описаний можно определить, насколько не готов был Советский Союз к отражению агрессии, об очевидной подготовке которой пограничники докладывали командованию. Недружелюбным было и отношение местных жителей на присоединенных территориях (выдержка из текста — ниже).

Из истории 107 погранотряда: «Сформирован в июне 1940 года в составе войск НКВД Белорусского округа. 20 июня 1940 года занял вверенные позиции на границе. На 22 июня 1941 года отряд, насчитывая 1937 человек личного состава, Штаб отряда находился в г. Мариамполе. Ранним утром 22 июня 1941 года все заставы отряда были атакованы и быстро смяты. Один из дотов, занятых пограничниками, сражался в течение трёх дней. В целом, о действиях отряда известно немного, части, стоявшие непосредственно на границе, были уничтожены, остатки разрозненно отходили в тыл. 1 октября 1941 года расформирован».

Многие пограничники, оставаясь без боеприпасов и попадая в полное окружение, вынуждены были сдаваться в плен. Также в плену оказывались раненные бойцы.

После гибели 107-го погранотряда заместитель командира 3-й резервной погранзаставы считался пропавшим без вести.

Сохранился документ июня 1942 года, свидетельствующий, что семье пропавшего без вести пограничника может быть назначена пенсия.

В документе весны 1942 г сообщалось, что командование не имеет сведений из личного дела младшего командира Моисея Оконского.

Впоследствии выяснилось, что Моисей Оконский оказался в плену. В Электронной Книге Памяти воинов-евреев приводятся сведения:

Имя Моисея Оконцева оказалось в списке, опубликованном в России в 2014 г., Список был составлен сотрудниками Народного союза Германии и включал имена 62 пограничников, расстрелянных на полигоне Хебертхаузен в качестве живых мишеней.

———

Из письма С.С.Смирнову от майора запаса Раины Николая Николаевича (1964 г.)
«…Я, майор запаса Раина Николай Николаевич, 22 июня 1941 г. будучи начальником пограничной заставы 107 погранотряда, хочу добавить то, что Вам ещё неизвестно. Моя застава находилась в 50-ти метрах от линии государственной границы между Литовской СССР и Германией.
Мне и моим солдатам-пограничникам достаточно хорошо известна подготовка Германии и СССР к войне. С марта 1941 г. по линии госграницы на передовых постах (вахт цуги) была произведена замена пограничной охраны с наёмной на войсковую. Это у них. В том же марте в конце произведено выселение жителей с пограничонй полосы — это у них.В апреле 1941 г. начались фортификационные работы по линии границы и в глубину.В мае замечено скопление и прибытие мотопехоты, усилено артиллерийское наблюдение. Появились бронетранспортёры, а ночью слышны рёв тяжёлых танков, а днём новые огневые точки из танков. В июне участились переходы границы военослужащими парами молодой, старый радисты, коректировщики, целеуказатели и другие переходили лиию границы, т.е. пытались перейти перебежчики из гражданских лиц и т.д.
Но все они находили себе соответвующее место в наших органах.
Наши сообщения вышестоящим органам не находили ответа, мы не знали, что делать с семьями, мер к эвакуацити не было и т.д., отсюда и лишние жертвы наших семей.
Война началась ранним утром. В 3 ч. 30 м. 22 июня 1941 г. мы услышали гул самолётов на высоте более 3 км, тяжёлых бомбардировщиков. На высоте 1 км. лёгкие истребители полосовали нас огнём и минами и гранатами, зажигательными снарядами были подожжены наши дома и застава. А с рассветом и подъёмом тумана шеренгами с винтовками «на руку» двинулись пехота, мотоциклисты, сапёры и вся свора немцев.
Я своей заставой в 80 чел. сдерживал в течение 5 часов значительно, в 50 раз превосходящие силы, против меня было более полка
Добившись связи с отрядом и получив разрешение на отход, я стал выводить своиъ солдат и семьи в направлении погранотряда в г.Мариенталь, это 45 км от границы. 107 погр.отряд — нач. Шелымагин, комиссар Тиканов.
Мы вели арьергардные бои, ловили «языка», которые говорили, что русские нас обманули, обещали Гитлеру немецкие войска пропустить через Россию в Индию, а здесь стреляют, вот мы и пошли войной.
Вот как был одурманен немецкий солдат. И так с боями отходили в Каунас, Вильно, Смоленск, Невель, Дрисса, Бегосово, В.Луки, Н.Сокольники, Москва. Вот как началась война на моём участке.
Поучительно показать и то предательство, которое было.
В Вильно с авиации сняли моторы, а лётчиков в отпуск.
В Белостоке – артиллерия пришла, а снаряды не тех калибров, танки пришли – а бензина нет.
В Каунасе — всю молодёжь вывели на воскресник.
А на так наз.оборонит. Линии «Сталина» находились сапёры — на 100 чел. 1 винтовка.
Чьи же это ошибки?
Воздухом владели немецкин самолёты.
А большинство литовцев нам стреляли в спину из-за угла и с костёлов.
Вот Вам правда о начале войны.»



Документы в онлайн-архиве «Память народа»

Младший политрук
Зам. по полит части командира 3-й резервной заставы 107-го пограничного отряда