Набор фотографий в анонсе этой публикации может показаться странным. Но все они здесь не случайны и имеют отношение к сюжету.
Часть этой истории известна давно. Та, которая связана с названием «ГОВОРЯЩИЕ С ВЕТРОМ». В США ежегодно в августе отмечается День шифровальщиков Навахо. В большинстве операций морских пехотинцев и флота на просторах бескрайнего Тихом океана принимали участие представители этого племени. Их язык не мог быть расшифрован никем из европейцев и азиатов – и потому, что не имел письменности, и потому, что в нем были звуки, вообще не применяющихся в языках других народов. В общем, в отличие от Энигмы, расшифровать донесения, переданные солдатами Навахо, не смог бы никто. Отправляя 400 ребят на войну. Вождь сказал командованию флота: «Нет бОльших патриотов Америки, чем ее коренные жители».
Сейчас вспомнилась эта известная история – когда читаю воспоминания участников войны, чей боевой путь пересекался с судьбой одного человека: генерала Крейзера. Многозвездные генералы и маршал на фотографиях — уже в возрасте, такими эти герои были в конце 60-х. А когда они были молодыми – служили вместе. Генералы Кошевой и Миссан – под началом генерала Крейзера, командующего 2-й гвардейской армии, которую он сам же и создавал. (часть времени на этом посту он был заместителем Малиновского).
Героический эпизод совместной службы трех генералов, фотографии которых вы видите – стремительный марш к реке Мышкова в декабре 1942, когда надо было преградить путь движению танков Манштейна от Котельниково в сторону армии Паулюса. Это тот самый «Горячий снег» (Бондарев попал в армию Крейзера в момент формирования, служил артиллеристом в корпусе Миссана. В романе он описывал то, в чем сам участвовал).
Во время тех событий многое решала стремительность принятия решений. Вот такой эпизод нашел в книге Дважды Героя, маршала Кошевого: «Телефонист доложил, что командир корпуса генерал Миссан вызывает меня к аппарату. Переговорных таблиц у Миссана под рукой тогда не оказалось. В таких редких случаях мы вели беседу ОТКРЫТЫМ ТЕКСТОМ на родном нам украинском языке, мешая его с русским. Думали, что если кто будет подслушивать, то не сумеет быстро разобраться в наших диалогах, а когда доберется до истины, секретность событий уже исчезнет. Комкор приказал идти форсированным маршем на реку Мышкова и занять подготовленную оборону от Нижне-Кумского на юг. Генерал Миссан на своем ОРИГИНАЛЬНОМ ДИАЛЕКТЕ объяснил, что оборону занимает 13-й гвардейский стрелковый корпус генерал-майора П. Г. Чанчибадзе».
Фото генерала Чанчибадзе здесь не ставлю, т. к. он тут лишь косвенно. Но вы можете его увидеть – если посмотрите кадры Парада Победы 24 июня 1945 г. Во главе колонны 1-го Прибалтийского фронта с поднятыми шашками торжественно идут командующий Баграмян и за ним 4 генерала. Рядом, двое в центре – генералы Чанчибадзе и Яков Григорьевич Крейзер. Вспоминается еще один фильм, более известный, чем «Говорящие с ветром». Крестьяне на митинге там спрашивают комдива: «Василь Иваныч, а ты за коммунистов или за большевиков?» Чапай ответил неопределенно (по мнению Фурманова), но – правильно: «Я – ЗА ИНТЕРНАЦИОНАЛ».