1908 —
.
ОДИССЕЯ КАПИТАНА ЗЫСМАНА
РАССЛЕДОВАНИЕ, ЧАСТЬ 2
Мы продолжаем собирать материалы по удивительной биографии Маера Пейсаховича Зысмана – уроженца польского города Анаполь, кавалера ордена Александра Невского, у которого в наградном листе было записано:
«Каким РВК призван: Непосредственно из Африки…»
В первой публикации об этой удивительной судьбе мы обращали внимание на еще одну редкую для советских наградных листов запись: «Участвовал в боях против фашизма 1936-39…» Упомянутая там медаль — MEDALLA SUFRIMIENTOS POR LA PATRIA — вручалась в Испании тем, кто был ранен в боевых действиях.
Кое-что удалось обнаружить в стране, где в 1936 году сигналом к началу гражданской войны послужило сообщение по радио «Над всей Испанией безоблачное небо».
В испанской книге «Страна забвения», посвященной трагической участи солдат-республиканцев, встретился абзац, в котором упоминают имя Зысмана:
«Среди тысяч имен, встречающихся в опубликованных документах, есть целая «карусель» из представителей разных национальностей, участвовавших в битвах… Есть детальное описание некоторых из них: Номер 287. Зысман Маер. Портной. Храбрый, дисциплинированный, серьезный, политически активный, немного нервный».
В книге отмечается, что подлинники цитируемых материалов находятся в архиве документов интербригад, который был перевезен в Москву. Это означает, что в будущем появится возможность продолжить поиски материалов по судьбе Маера Зысмана в период боев в Испании.
Но самой неожиданной удачей было встретить упоминание имени Маера Зысмана в одном фотоальбоме: «Долгая война антверпенского портного (1936-1946): фотоархив Альтера Шермана. Последний командир роты Нафтали Ботвина XIII Интернациональной бригады».
Маер оказался в этом альбоме на фотографии в числе командиров батальона им.Домбровского, и он указан там под своим боевым псевдонимом. Его «позывной» в Испании – «Мариан». Эта практика была распространенной среди командиров в интербригадах. Вспоминается самый известный пример: венгерский еврей Мате Залка, командир XII бригады, воевал и погиб под именем «Генерал Лукач».
Несколько слов об упомянутом в названии фотоальбома имени. Нафтали Ботвин родился в 1905 г. во Львове (западная Украина тогда принадлежала Польше). Еврейский юноша увлекся революционной борьбой, стал коммунистом. В 20-летнем возрасте застрелил на улице сотрудника полиции. Несмотря на протесты левой общественности, ему был вынесен смертный приговор.
Когда в составе интербригад оказалось немало евреев, часть из них объединилась в отдельную роту. В нее вошли не только выходцы из Польши, но и евреи подмандатной Палестины. На родине, в Эрец-Исраэль, у них были свои враги: и английские власти, и арабские военные формирования. Но во второй половине 30-х уже было понимание: главную угрозу существованию еврейского народа несет фашизм, и поэтому члены сионистских организаций частично приостановили борьбу с англичанами и посчитали своим долгом пробираться в Испанию.
Еврейская по составу рота, объединявшая и палестинских, и польских евреев, была названа в честь Нафтали Ботвина. Фронтовая газета этой роты так и называлась: «Ботвин». В одной из ее заметок говорилось: «Не все еврейские бойцы вошли в эту роту, многие из них не захотели расставаться со своими товарищами других национальностей. Но все они понимают, что, сражаясь с фашизмом, они дают бой антисемитизму».
В альбоме последнего командира этой роты, воевавшей в составе XIII Интербригады им.Домбровского, оказался групповой снимок, где в верхнем ряду третий справа – Маер Зысман.
После поражения республиканцев интербригадовцы должны были эвакуироваться из страны. Те из них, кто был направлен в Испанию из СССР, на кораблях возвращались на родину. Для приехавших из Польши путь домой был отрезан. По существовавшим в их стране законам люди, участвовавшие в войнах на стороне других государств, автоматически лишались гражданства. Отдельное заявление об этом правительство Польши сделало и в момент гражданской войны в Испании.
История XIII интербригады завершилась 9-10 февраля 1939 г., когда последние ее бойцы с оружием в руках пересекли Пиренеи и перешли на территорию Франции.
Известно, что французское правительство негативно относилось переходу воевавших республиканцев через границу. Оно, правда, и действий не предпринимало, чтобы помешать этому потоку, в котором большинство составляли беженцы (около полумиллиона). В южных департаментах страны, вблизи Пиреней, начиная с 1938 г. спешно сооружались лагеря для их размещения.
Но тем республиканцам, кто не имел ни французского, ни испанского паспорта, но воевал в составе коминтерновских интербригад, французские власти предлагали эвакуироваться из Испании противоположным, южным путем — на побережье Африки, где располагались французские колонии Алжир и Марокко.
Из текста наградного листа капитана Войска Польского Маера Зысмана мы знаем, что в СССР он прибыл «непосредственно из Африки». Но каким путем (из двух возможных) он туда попал?
Некоторое понимание этого вопроса у нас уже есть, и оно основано на поиске документальных свидетельств по теме, которую теперь с полным основанием мы можем назвать «ОДИССЕЯ КАПИТАНА ЗЫСМАНА»
О документах, по которым сможем проследить дальнейший путь нашего героя – в следующей части расследования.
ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬ РАССЛЕДОВАНИЯ— ЗДЕСЬ (Часть 1)