1908 —
.
НЕ (ЗАЧЕРКНУТО) УЧАСТВОВАЛ В БОЯХ ПРОТИВ ФАШИЗМА.
РАССЛЕДОВАНИЕ
Необычайный интерес представляет наградной лист одного воина, удостоенного ордена Александра Невского. Документ, с которым хочу вас познакомить – в некотором смысле уникален.
Всего таких наградных, на воинов-евреев, удостоенных младшего полководческого ордена, в настоящее время – 811 (нам удалось добавить в список 5 персоналий).
А в этой заметке речь пойдет о Меере Пейсаховиче Зысмане, имя которого уже было известно. Но отдельно написать о нем заставили следующие обстоятельства.
Как это нередко бывало с еврейскими именами, в военных документах встречаем различные варианты написания. И эта причина в том числе (но не единственная) привела к тому, что в списках евреев-кавалеров этого ордена обычно указывают: Зысман (Зесман) получал этот орден дважды – в феврале и в мае 1945 года.
Я полагаю, что здесь вкралась ошибка, но вины в ней авторов списков – нет. На сайте онлайн-архива документов ЦАМО действительно указаны два ордена, под разными фамилиями и с разными датами. Но изучив этот блок материалов, выскажу предположение, что это одна и та же награда. Поэтому в одном случае присутствует документ – наградной лист, а в другом – текст указа о награждении, который я расцениваю лишь как проект указа. Он без подписей, ни наградного, ни текста приказа о награждении там нет. Проследив судьбу нескольких воинов из этого указа, четко видим, что предложенных там орденов они не получили. Значит, это лишь проект.
Но что же в этом уникального? Ведь сказанное выше – обычное дело.
И все-таки хочу показать документ, подобный которому явно не приходилось встречать.
Итак, капитан Зысман (Зесман) получил орден Александра Невского за следующий подвиг:
«За мужество и доблесть, проявленные в прорыве долговременной немецко-фашистской обороны под Прагой 10-12 сентября 1944 г.
Рота под его командованием первой прорвала штурмом передний край обороны противника, благодаря чему был осуществлен прорыв обороны противника и продвижение на нескольком протяжении» (текст – дословно из наградного листа).
Бросающееся в глаза необычное сочетание места и даты – сентябрь 1944, Прага – не является ошибкой. Здесь речь идет о том же месте, которое упоминал Суворов в донесении графу Румянцеву в 1794 году во время разделов Речи Посполитой: «Сиятельнейший граф, ура! Прага наша».
А необычность этого документа – в других строчках.
Пункт 7 бланка наградного листа: «Не (зачеркнуто) участвовал (точка) в боях против фашизма…».
Далее, после поставленной вначале точки – добавление про участие Меера Пейсаховича в боях в Испании в 1936-39 гг. и под Ленино в октябре 1943 г.
Узнать подробности об участии Зысмана в боях в Испании мы вряд ли сумеем. А бой под Ленино – известное в истории Великой Отечественной событие. 12 октября 1943 г. в первый свой бой вступила сформированная в СССР 1-я Пехотная дивизия им.Костюшко. Продолжавшееся несколько дней сражение позволило занять важные позиции в этом районе Могилевской области. Но – дорогой ценой: погибла четверть личного состава дивизии Войска Польского.
Итак, Меер Зысман – польский еврей. Мы не знаем, каким именно образом он попал в СССР. Часть польских евреев осталась на территории Советской России после войны 1920 г. Другие – были взяты в плен в ходе Польского похода Красной армии в сентябре 1939 г.
Последних можно также разделить на две группы, вернее, это разделение сделала судьба.
Какое-то количество евреев оказалось среди тех 22 тысяч пленных, которые были расстреляны в трех лагерях весной 1940 г. В числе них был и главный раввин Войска Польского Барух Штейнберг.
Другие, и в первую очередь рядовые воины, были отправлены на поселение вглубь страны. (Люди старшего поколения помнят, вероятно, что герои фильма и книги «Четыре танкиста и собака» пробираются на фронт, чтобы вступить в дивизию им.Костюшко – из Сибири).
Причем основная часть уцелевших поляков не хотела воевать под командованием тех, кто ранее брал их в плен, и их пришлось отправить через территорию Ирана к берегам Средиземного моря — воевать в составе антигитлеровской коалиции. В 1943 году они вместе с англичанами участвовали в боях при наступлении из Северной Африки в Италию. Некоторые воины-евреи воспользовались также этой возможностью и совершили таким необычным образом алию в Эрец-Исраэль.
К сожалению, мы не можем пока проследить все этапы боевого пути Меера Пейсаховича. Имеющиеся записи могут быть интерпретированы противоположным образом.
В пункте наград в советском документе указана испанская медаль «Де сифрименто». Похожее название — Суфрименто — удалось обнаружить в испано-язычном интернете. Оказалось, что это MEDALLA SUFRIMIENTOS POR LA PATRIA. Медаль пострадавших за отечество вручалась в Испании воинам, получившим ранение.
Необычно выглядит также запись в пункте «С какого времени в Красной Армии» Написано «с 1936», но слово «Красной» — зачеркнуто.
Поэтому предполагаем, что скорее всего еврей Меер Зысман в 1936 г. вступил в борьбу с фашизмом, будучи гражданином Польши. Не случайно формирования Коминтерна в Испании назывались Интербригадами, туда направлялись граждане из многих стран Европы. После поражения республиканцев весной 1939 г. он эвакуировался из Испании, вероятно через юг страны, но не успел вернуться на родину и поэтому – не был интернирован.
Об этом косвенно свидетельствует еще одна запись в наградном листе, заполненном в 1944 году. И эта запись – уникальна.
Пункт «Каким РВК призван». Я думаю, среди десятков миллионов бланков наградных листов вряд ли найдется аналогичная запись: «Непосредственно из Африки в 1 Пех. Дивизию».
Обычно в предложение «Неисповедимы пути Господни» вкладывают переносный смысл.
Но военные пути-дороги, которыми шел в боях с фашизмом с 1936 до 1945 года Меер Пейсахович Зысман – поистине неисповедимы, в прямом смысле слова.
ПРОДОЛЖЕНИЕ — ЗДЕСЬ (Часть 2)