Алов Александр Александрович
1923 — 1983
Александр Алов родился в Харькове в 1923 г.
Родители — Александр Самойлович Алов-Лапскер (ученый-почвовед, после войны подвергался гонениям в рамках кампании борьбы с космополитизмом) и Любовь Иосифовна (окончила курсы сестер милосердия в 1914, в советское время работала в библиотеке).
В наградном листе Алова указана национальность «русский», что не соответствует действительности.
В войне также участвовал старший брат Александра — Иосиф, 1919 г р. (в письмах Александр называет его Жозя). У брата, майора медицинской службы, во всех наградных листах в пятом пункте указано «еврей». Страница Иосифа Александровича Алова также создана на нашем сайте. (Биография Иосифа Алова)
Семья Алова-Лапскера переехала в Москву в 1926, Александр жил в Москве с трёх лет.
Во время учебы в школе создал драм кружок (сохранились афиши спектаклей). Увлекался конным спортом, занимался на московском ипподроме.
Закончил школу в Москве в июне 1941 г.
Летом 1941 ушел добровольцем в армию,
Зачислен в 1-й Особый кавалерийский полк, воевавший в составе Западного фронта. Полк, созданный в августе 1941 г., принимал участие в боях по обороне Москвы, в декабре 1941 после понесенных потерь был расформирован, оставшихся бойцов перевели в другую часть.
По словам дочери Александра Алова, отец никогда не рассказывал о войне. Лишь однажды, на вопрос о подвигах, сказал: «Подвиг — это когда безусые мальчишки. на старых клячах, против танков…»
Александр Алов в этих боях был ранен и контужен. Имеется документ от 3 марта 1942 г., где Александр указан в числе солдат, отправляемых на фронт из военно-пересыльного пункта в Пензе. На одной из более поздних фронтовых фотографий Александр Алов стоит, опираясь на палку.
С осени 1942 г. Александр — рядовой в 210 Запасном стрелковом полку.
За участие в боях этого периода войны награжден медалью «За оборону Сталинграда».
Затем, в 1943 г., для излечения был отправлен в Алма-Ату. там в это время в эвакуации находился ВГИК, и Александр начал там заниматься, но вскоре вновь отправлен на фронт.
Согласно наградным документам конца войны Александр Алов — стрелок 184-го полка 62 Гвардейской стрелковой дивизии. За героизм, проявленный в боях у одного их населенных пунктов, где происходило окружение врага в период Корсунь-Шевченковской операции дивизия получила наименование Звенигородской.
Упоминание пункта Звенигородка мы встречаем и в наградном листе Александра Алова, но там оно относится к оборонительным боям 1941 г.
Во время службы в 210 и 184 стрелковых полках Александр руководил работой солдатской художественной самодеятельности, и эта деятельность получила высокую оценку командования.
Из наградного листа:
«т Алов участник отечественной войны с 1941 г. участвовал в боях под Москвой и Сталинградом. Находясь в полку в декабря 1942 г. сумел организовать художественную самодеятельность, повседневно помогая участникам самодеятельности советом и показом. Вместе с коллективом участвовал в обслуживании боевых частей, во время боев в районе г.Звенигородка. За весь период работы совместно с коллективом его выступлениями обслужено более 140 000 бойцов и офицеров. Выступая перед бойцами вовремя вражеского налета на наши позиции, проявлял спокойствие и выдержку. За культурное обслуживание бойцов и офицеров, за организацию работы по развитию самодеятельности и личную отвагу т.Алов достоин правительственные награды ордена «Красная Звезда».
(Награжден медалью !За боевые заслуги»).
В представлении на орден Красной звезды в начале 1945 г. отмечено, что стрелок Александр Алов был ранен в бою.
Из наградного листа:
«Уйдя добровольно на фронт с самого начала отечественной войны, т Алов в 23-м сабельным эскадроне 1 особого кавполка участвовал в борьбе с десантами противника в районе Звенигородки. Затем был контужен. С ноября 1942 т.Алов ведёт в рядах 4 гв. армии большую работу в качестве организатора и художественного руководителя коллектива красноармейской самодеятельности…
В тяжёлый обстановке боёв во второй половине января 1945 г. под г Бичке т.Алов в качестве рядового стрелка 184 с.п. 62 гв. дивизии был ранен в голову осколком снаряда»
Боевой путь Александра Алова отмечен также медалями За взятие Будапешта и За взятие Вены.
После войны Александр Алов вернулся в Москву. Продолжил учебу на режиссерском факультете ВГИК, впоследствии стал известнейшим кинорежиссером.
Среди его работ — фильмы и о Гражданской войне («Бег», «Павел Корчагин», сценарий 6-серийного фильма «Как закалялась сталь»), и о Великой Отечественной («Тегеран-43»).
Алов ушел из жизни в 1983 г. во время совместной с Наумовым работы над еще одним фильмом о войне — «Берег».
В воспоминаниях об Александре Алове сохранился и такой эпизод.
Однажды после просмотра фильма о войне «Мир входящему» министр Фурцева упрекнула Алова и Наумова: «Где вы видели такие грязные шинели?!» У Алова побелел осколочный шрам на виске, и он сказал: «Это вы видели шинель с мавзолея, а я в этой шинели четыре года протопал…»
Из воспоминаний Владимира Наумова: ««Война догнала его через много лет. Последствия контузии и ранения вызвали серьезное поражение всего организма. Он с трудом ходил, опираясь на палочку. То, что для нас было естественным, незаметным как дыхание, для него было постоянным, непрекращающимся усилием. Но он ни в коей мере не утратил чувства юмора, ясного, светлого мироощущения. Я видел, как ему было трудно, и не раз предлагал отдохнуть или уехать со съемки пораньше. За всю нашу многолетнюю совместную работу он ни разу не дал себе поблажки или хотя бы намека на нее».
Гвардии рядовой
Рядовой 23-го эскадрона 1-го Кавалерийского полка
Старшина музвзвода, стрелок 210-го армейского запасного стрелкового полка
Стрелок 184-го стрелкового полка 62=й Гвардейской дивизии
орден Красной звезды
медаль «За боевые заслуги»
медаль «За оборону Сталинграда»
медаль «За взятие Будапешта»
медаль «За взятие Вены»
медаль «За победу над Германией»