История, которая началась позитивно. А закончилась тяжело.
Среди этнолингвистических групп евреев одна, очень яркая и достойная, недостаточно представлена на ресурсах, посвященных биографиям участников войны.
Нет, это вовсе не значит, что на этом основании можно делать вывод о большем или меньшем героизме или вкладе в победу представителей отдельных групп, в т.ч. по этнолингвистическому признаку. И вообще, сбор подобных материалов должен происходить не для сравнения (как и в истории участия государств в войне), а для более полного, предметного (лучше – поименного) изучения каждой из групп.
Я попробовал прикоснуться в т.ч. к судьбам грузинских евреев в годы Великой Отечественной.
Увидел статью на одном зарубежном еврейском сайте. Красивый, яркий рассказ с перечислением имен-фамилий (без отчеств и других данных) полутора десятков грузинских евреев, с описанием, кто из них, командуя ротой, дошел до Праги, кто воевал танкистом еще в Финскую, а погиб в апреле 1945. Кто артиллеристом прошел путь от Кавказа до Берлина, заслужив 4 ордена.
Про каждого из них хотелось узнать подробности. Но из 16 упомянутых там имен в онлайн-архиве удалось найти краткие ссылки лишь на несколько человек. В частности, есть документы на Хаима Кипиашвили, про которого в статье сказано: «Добровольно ушел на фронт в 1941 году. В боях под Ростовом был тяжело ранен, двое суток пролежал в снегу, обморожен. Однако выжил солдат, сказалась закалка гор и мужество еврея».
Нашлись в онлайн-архиве и медицинская справка Хаима, и наградной, в котором описан его подвиг, с резолюцией на второй стороне листа, заменившей орден на солдатскую медаль «За отвагу». Место боя и ряд других подробностей в документе отличались, но это, без сомнения, тот самый Хаим.
Всё это означает лишь одно: надо прилагать усилия, надо искать материалы. Не страшно, если по прошествии многих десятилетий реальные истории переплелись с более поздними устными интерпретациями. Жаль, что в измененном виде доходят до нас имена героев. Но – надо искать.
Но вот какую проблему приходится иметь ввиду, собирая материалы по воинам – грузинским евреям. В армейских документах их почти всегда, в большинстве случаев, записывали как грузин. Вначале, при первом прикосновении к этому блоку материалов, вызывает удивление: в наградном «За отвагу» упомянутого выше Хаима Соломоновича Кипиашвили в пятом пункте документа написано «грузин». Но вскоре, пройдя два десятка фамилий, убеждаешься: такая ситуация почти во всех случаях.
Тем с бОльшим трепетом я отнесся к этим документам, обнаруженным в онлайн-архиве: Абрам Аронович Джанашвили, 1896 г.р., уроженец г.Сурами (история еврейской общины этого города-крепости уходит вглубь веков). В наградном на медаль «За боевые заслуги» в пятом пункте «черным по белому» написано «еврей».
Красноармеец Абрам Джанашвили служил в полевом хирургическом госпитале, на Закавказском фронте, т.е. в знакомых ему краях. В тексте наградного среди перечисления тысяч раненных бойцов, которым он без устали и бессменно делал перевязки, есть и такой эпизод: «Выходя из окружения станицы Раевской, вынес по горным тропам хирургический инструмент в селение Кабардинка».
История Абрама завершилась благополучно, приказ о вручении ему медали «За оборону Кавказа» подписан 20 мая 1945 г. – значит, он дошел до Победы.
Я предполагал, что на этой оптимистичной ноте завершу рассмотрение судьбы грузинского еврея Джанашвили.
Но, понимая, что семьи в те времена чаще всего были многодетными, стал смотреть – есть ли еще в воинских документах люди с совпадающими фамилией, отчеством, местом рождения (маленький городок Сурами) и совпадающим райвоенкоматом призыва.
Нашел.
Потом ещё.
И ещё…
В итоге вот что получилось:
Джанашвили Мордех Аронович родился в 1903 г., призван в 1941. Звание — красноармеец, стрелок. Извещение – «Пропал без вести»(с условной датой «декабрь 1941») направлено в г.Сурами его жене, Хаве Шалоевне.
Джанашвили Шимхон Аронович родился в 1902 г., призван в 1942. Звание — красноармеец, стрелок. Извещение «Пропал без вести» на бойца, сведения от которого перестали поступать в 1943 г., получила его жена Лия Шимкоевна в г. Сурами.
Джанашвили Мошиах Аронович, родился в 1917 г., призван в феврале 1942 г. Звание — красноармеец, стрелок. Извещение о том, что солдат «пропал без вести», направлено его жене, Ривке Давидовне, в г.Сурами.
Джанашвили Мотияг Аронович, родился в 1907 году в Сурами и призван тем же военкоматом.
В списке безвозвратных потерь, составленном в июле 1942 г., сообщается, что рядовой Мотияг Аронович пропал без вести 16 мая 1942 г. В это время 47 армия (сформированная в Закавказье и в которой воевал другой Джанашвили — Абрам Аронович), а также 44-я и 51-я армии из-за стратегических ошибок понесли тяжелые потери. Крымский фронт был разгромлен, часть личного состава с трудом эвакуировали на Таманский полуостров. За последние 10 дней этих боев погибли и пропали без вести 160 000 советских воинов. Мотияг был среди них.
В старинный городок Сурами, где история еврейской общины уходила вглубь веков, из этих пяти Джанашвили с отчеством Аронович с войны вернулся лишь один…