Узнав от друга, Ярослава Быховского, о судьбе его дальнего родственника по линии прабабушки Эсфири – конструкторе автомобилей и бронетехники Юрии Сорочкине, стал искать материалы для публикации на САЙТЕ БИОГРАФИЙ воинов-евреев.
Медаль в 41, Сталинская премия в 43, орден Красной Звезды в 44 – это символы оценки труда, сыгравшего важную роль в оснащении Красной армии. Я стал разбираться в конструктивных особенностях созданных при участии Юрия Наумовича легких танков Т-70 и Т-80, простых и очень дешевых в производстве (важнейший параметр в 41 и 42 году), но быстро снятых с вооружения ввиду изменившегося в 1942-43 гг. танкового парка противника.
Открыл для себя новую информацию – о том, как важно было переоборудование под медицинские цели грузовика ГАЗ-55, получившего в войсках прозвище «Фронтовая неотложка». Оказывается, внедрение новой системы подвески обеспечило санитарной машине невиданную для этого класса техники плавность хода даже по пересеченной местности – той, откуда вывозят раненных.
Но узнаваемыми стали, конечно, примеры, когда стал смотреть образцы мирного автопрома. Юрий Наумович приложил свои руки и знания конструктора-кузовщика к выпуску Эмки в конце 30-х, легендарной Победы в 1946, народного автобуса ПАЗ и не менее народного Запорожца в начале 60-х.
В молодости я, конечно, часто видел на дорогах этот маленький автомобильчик, услышать о приближении которого можно было издалека. Кстати, лишь сейчас я узнал, что лежало в основе полученного им прозвища – «Горбатый». Оказывается, у прототипа Фиат-600 итальянский мотор легко помещался под плоской задней крышкой, а советский мотор потребовал иной компоновки кузова. Так сзади возник конструктивный выступ, напоминающий багажник (которого там не было).
А ведь это тоже была целая эпоха, не только в автопроме, но и в жизни страны. 1962 год, страна устремилась в космос. А что же на уровне товаров народного потребления?
«Горбатый» Запорожец стоил всего 20 зарплат рабочего. Конечно, это народный автомобиль.
Подобрав по всем этим сюжетам фотографии для сайта, я вскоре оказался в положении героя сказки «Огниво». И вот удаляю тривиальные фото моделей коллекционных машин и ставлю болеем ценные кадры. Эмка – на конвейере ГАЗа под лозунгом-приветствием Сталину. Победа – в виде макета кузова, над которым склонились инженеры, и среди них – Юрий Наумович.
А Запорожец? Тоже убрал обычное фото этой машины. И поставил НЕобычное.
То, где за рулем маленькой машинки сидит, еле помещаясь, большой человек.
Юрий Наумович Сорочкин. Большой человек.